ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Практико-ориентированное обучение стало одним из стратегических направлений образовательного процесса в институте. Это – его конек, его ниша, то, что качественно отличало его от родственных учебных заведений. Доля практических и лабораторных занятий по циклу общеобразовательных дисциплин выросла до 50 %, по циклу специальных дисциплин и дисциплин специализации – до 90 %. Практические вопросы были включены во все текущие экзаменационные билеты и зачеты, затем и в билеты государственного экзамена. Дисциплины специализации вели, как правило, практики или преподаватели, имеющие свое дело по профилю читаемых дисциплин. По всем 350 дисциплинам, читаемым в институте, были подготовлены практикумы: 8–10 задач по каждой теме, которые студент должен был сам прорешать или ответить.

Особое внимание кафедры, факультеты уделяли организации практики. Нам удалось преодолеть формализм в прохождении практически всех видов практики: учебно-ознакомительной, производственной, преддипломной. Особенно сложно было организовать практику для студентов младших курсов. Большую категорию (до 30 %) составляли неработающие студенты-заочники, а также мамы по уходу за ребенком. Для таких студентов организовали круглогодичную практику в структурных подразделениях института: финансово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел ремонта и строительства, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, военно-учетный стол, канцелярия, архив, редакционно-издательский отдел, деканаты, приемная комиссия, юридический отдел и т. д.

Студенты старших курсов, которые не работали и не могли пройти практику на рабочих местах, работали в семи научно-учебно-производственных лабораториях, которые были обеспечены всем методическим материалом по 23 специализациям. Дополнительно создали пять центров:

  • Центр практической психологии (дир. С. А. Минюрова);
  • Центр информационных образовательных технологий (дир. И. В. Черных);
  • Центр юридической консультации (дир. Е. М. Денисевич);
  • Центр экономической консультации (дир. И. Д. Тургель);
  • Центр иностранных языков (дир. Н. Н. Красикова).

В 90-е гг. популярной стала психология. Традиционно с советских времен в вузах продолжали обучать психологов-теоретиков, которых общество не воспринимало и побаивалось. Гигантски возросший спрос на решение своих психологических проблем в условиях жесточайшего кризиса начала 90-х гг. требовали совершенно другой подготовки психологов. Прежде всего, мы переименовали факультет психологии в факультет практической психологии. В УМО при факультете психологии МГУ утвердили программы самых востребованных специализаций: социально-психологическая реабилитация, перинатальная психология и психология родительства, психология и психотерапия семьи, психологическая консультация, психология менеджмента. В качестве главного вектора подготовки и работы психолога провозгласили новую парадигму: психолог в своей работе должен утверждать психологию успеха, здоровой жизни, здоровой семьи, успешность бизнеса и менеджмента.

В 2008 г. создали первый в России Институт семьи. Организовали выпуск научно-практического журнала «Вестник Института семьи» (13 вып.). Институт сыграл огромную роль и оказал практическую помощь в создании, укреплении и развитии не только студенческих семей, но и жителей Свердловской области.

В Центре психологической помощи студенты под руководством психологов-тьюторов вели консультации как для студентов, так для сотрудников и их семей. На базе института впервые в городе организовали круглосуточную службу «Телефон доверия». За сутки студенты-стажеры оказывали 30–50 психологических консультаций. Особенно выросла социальная роль «Телефона доверия» в годы кризиса 2008–2012 гг.

Самым практико-ориентированным был факультет иностранных языков и межкультурных коммуникаций. Для практического освоения языков (английского, немецкого и французского) оборудовали лингафонный компьютерный класс, поставили самые современные языковые компьютерные программы.

Студенты факультета иностранных языков и межкультурных коммуникаций практическое обучение стали проходить в Генеральных консульствах США, Великобритании, Франции и Германии в Екатеринбурге. Мы рекомендовали каждому студенту факультета пройти 2–3 зарубежные стажировки в стране изучаемого языка.

Особое внимание ежегодно уделяли договорам с предприятиями. В 2015 г. институт имел 205 договоров с предприятиями о совместной деятельности. Работодатели принимали активное участие на всех этапах образовательного процесса: составление учебных программ и практик, ведение учебных занятий, прием отчетностей, согласование тем и руководство практикой, курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Будущие юристы с первых курсов занимались в филиале кафедры конституционного и административного права в Уставном суде Свердловской области. Лекции и практические занятия вели судьи Уставного суда. Партнерами кафедр юридического факультета, на базе которых проходили практические занятия, были Избирательная комиссия Екатеринбурга, аппарат Уполномоченного по правам ребенка Свердловской области.

Студенты факультета экономики и управления проходили практику в коммерческих структурах. Были подписаны договоры о прохождении практики с Областным союзом промышленников и предпринимателей, Свердловским отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (председатель Е. П. Артюх), Сбербанком, коммерческими банками, страховыми компаниями.

Для студентов УрГИ были организованы льготные условия при получении второго  образования. Скидка составляла 20 %. Экономисты получали второе образование по специальности «Юриспруденция», «Менеджмент организации», юристы учились на экономическом факультете.  Психологи – на факультете менеджмента. Ежегодно мы выпускали по 20–30 студентов УрГИ со вторым дипломом.

В 2000-е гг. к нам приходили целыми группами студенты УГТУ- УПИ, чтобы получить второе высшее образование по экономике и менеджменту. Позднее они сами организовали второе высшее образование для своих студентов.

Самыми массовыми были сертификационные курсы на 72 и 140 часов, где студенты получали практические навыки. Экономисты и менеджеры изучали на бухгалтерских курсах 1С: Предприятие 8.0, психологи – консультирование на телефоне доверия, юристы – локальное нормотворчество в коммерческих организациях. Популярными были курсы иностранных языков, курсы гидов-переводчиков.

Чтобы усилить востребуемость специалистов-психологов на рынке труда в начале 2000-х гг., подписали партнерский договор со Свердловским областным медицинским колледжем (директор И. А. Левина). Студенты-дневники проходили двухгодичные курсы с выдачей удостоверения «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», что очень ценилось на рынке труда, ну и, конечно, в семье. Психологи по количеству полученных дополнительных практических обучений в разы превосходили студентов других факультетов. Регулярно проводились сертификационные курсы: «Семейное консультирование», «Адлерианский подход», «Методы техники психологического консультирования, сказкотерапия».

С 2005 по 2010 г. по программам дополнительного образования прошли практическое обучение 1 332 человека, то есть каждый второй выпускник.

УрГИ сделал 18 выпусков и подготовил более 9 000 специалистов. За всю историю института ни разу не было рекламаций на качество подготовки наших специалистов. В 2015 г. 75 % работодателей считали, что компетенции соответствуют требованиям предприятий, поданным Минобразования, 85% выпускников УрГИ работали по специальности.

Политика конфиденциальности
Top.Mail.Ru
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK